Голос: от родителя к ребёнку и обратно

Меня давно интересует тема голоса в общении с детьми. Из своей практики я вижу, как много голос родителя значит для ребёнка. Каждый взрослый время от времени слышит внутри голос своего родителя. Много раз на сессиях я задавала вопрос своим клиентам: «Чей голос вы сейчас слышите в своей голове?». «Мамы!» — чаще всего отвечали мне, реже это был голос папы или бабушки. Обычно это указующие, порицающие голоса, но в моменты переживания радости или наполненности  они же могут быть тёплыми и поддерживающими.

Как же мы сами, будучи родителями, говорим с детьми? Оказывается, по-разному и из разного состояния. И в зависимости от этого они слышат или не слышат нас, открываются или закрываются, напрягаются или расслабляются. Голос раньше прикосновений связывает нас с детьми – ещё в животе у мамы.

Голос выражает состояние говорящего. И это же состояние отражается во всех телесных процессах. Например, в состоянии страха сжимается средний отдела тела, выбрасывается адреналин в кровь и она приливает к конечностям, уходя из грудного отдела. «Сердце в пятки ушло», помните. В голосе это слышится как дрожь, суета. Взгляд испуганный, гортань будто провалилась, речь становится неуверенной, неустойчивой и одновременно в ней слышится призыв: «Беги или прячься». Тот, кто слышит, реагирует молниеносно не слова, а на голос, тембр, интонации, темп речи.

Так работает невербалика. Дети чувствуют сначала настроение и эмоции, на них и реагируют. Именно в общении с нами они учатся выражать и различать эмоции, понимать речь и адекватно на неё реагировать. Поэтому важно понимать, что говорит через нас помимо нашей воли и подружиться с этим.

А говорить могут вытесненные переживания. Есть три основных причины вытеснения.

Шок. Падения, столкновения, медицинские операции, аварии, потери близких, разводы, увольнения, нападения. Всё это психика воспринимает как шок, останавливаются естественные и здоровые жизненные процессы. 

Сильное потрясение, которое трудно осмыслить, интегрировать в жизнь, оно живёт под спудом и влияет на жизнь. Переезд, разрыв шаблонов восприятия, глобальное несоответствие реальности ожиданиям. Жизнь не разрушена, но отношение к ней изменилось.

Детские травмы. Если в детстве родители не хотели или не могли удовлетворять потребностям ребёнка, не откликались на его сигналы на любом этапе развития, переживания уходят глубоко в подсознание и остаются в теле зонами напряжения. И влияют на жизнь взрослого незаметно для него самого. Этот пункт важен именно потому, что влияние не очевидно, но существенно. 

Всё это наша история, она влияет на тело и на голос. Вы замечали – если записать свой голос на диктофон, оказывается, его звучание не соответствует нашему внутреннему восприятию того, что и как мы собирались говорить.

Чтобы научиться чувствовать, что живёт в моём голосе и управлять этим, я нашла специалиста по голосовым практикам и отправилась в исследование своего внутреннего голоса на мастер-класс к Александру Коско. И хочу поделиться тем, что я узнала и почувствовала. 

Вот три базовых момента, которые важно знать.

Голос напрямую связан с нашим состоянием. Меняется состояние – меняется голос. Справедливо и обратное: меняется голос – меняется и состояние. Это значит, что мы можем управлять своим состоянием через голос. Глубинные проблемы так не решить, а вот быть в контакте с чувствами и близкими людьми управление голосом может помочь.

Есть три типа звучания: «заднее», «среднее» и «переднее». Они перекликаются с тремя состояниями из теории Эрика Берна: Родитель, Взрослый и Ребёнок. Родитель – это задний звук, звук власти, обладания пространством и положением. На первый взгляд, это самый комфортный звук для родителя. Но в этой позиции почти нет модуляций и вообще исчезает нужда в коммуникации. Это власть, но не управление. Ребёнок – это передний звук, неуверенность, неустойчивость, настроенность на коммуникацию и отсутствие своего. Ещё это голос жертвы и потерянного человека. Так реальный ребёнок звучит, если ему не дают возможности быть в своих процессах и быть уверенным в себе. У этих двух звучаний практически нет диапазона и глубины. Средний звук – Взрослый. Самый комфортный, в нём есть и возможность вступать в отношения и устойчивость с уверенностью. У этого же голоса есть модуляции: более высокая, сконцентрированная в области глаз, направленная на коммуникацию и вовлечение, более низкая и глубокая, размышляющая о внутреннем, спускающаяся до нижней части живота.

Напряжение, которое долго сдерживают, копится в челюсти. Постепенно смыкаются челюсти и речь становится скованной, сквозь зубы. Тут не только диапазон исчезает, но и членораздельность. Чем сильнее сжата челюсть, тем меньше мышцы включены в речь и она становится менее артикулированной и чёткой.

Выводы, которые я сделала для себя:
  1. Лучше всего говорить с ребёнком из средней позиции, сообщая ему и глубину и устойчивость. В этом случае у родителя есть возможность регулировать голосом своё состояние и сообщать ровно то, что он хочет. Можно иногда пользоваться передним голосом для отзеркаливания состояния ребёнка или задним для демонстрации власти, но лучше не злоупотреблять. В чистом отзеркаливании не хватает устойчивости, а в чистой власти – способности быть с ребёнком и разделять его переживания.
  2. Нельзя копить напряжение. Снимать его можно упражнениями для челюсти и голоса.
  3. Упражнения на артикуляцию и телесные практики помогают быть в контакте с собой и своими чувствами, быть в моменте, не теряя устойчивости. Их нужно наращивать, обогащать.
  4. Чтобы сделать коммуникацию эффективной, нужно развивать глубину и расширять диапазон голоса. Для этого есть разные инструменты, в том числе чакровое пение. Это может быть пение по нотам, когда в процессе пения мы отслеживаем, как звуки вибрируют в теле в зависимости от высоты и тональности, какие части тела они задевают, какие ощущения дают. 

На воскресной прогулке в Натуральной школе мы продолжили занятия. Получилось очень глубоко. Наутро я почувствовала себя виолончелью, как будто мой позвоночник – гриф, а всё тело – корпус. Диапазон голоса расширился, я стала гораздо меньше сердиться и раздражаться. И дети ведут себя более расслабленно. Многое успевают, как будто для разных событий стало больше внутреннего эмоционального пространства. 

Несколько коротких упражнений из артикуляционной гимнастики для тех, кому не терпится попробовать поработать со своим голосом.

1. Мычим – прислушиваемся к вибрациям в теле.
2. Вдыхаем без звука, выдыхаем со звуком.
3. Внутренний массаж ротовой полости языком – просто двигаем языком по кругу или по нёбу, или за зубами, можно со звуком, десять раз в обе стороны.
4. Внешний массаж тех точек на челюсти, что отзываются болью на массаж.
5. Вытягиваем язык двумя пальцами, насколько это возможно, поначалу через боль, но аккуратно.
6. Зеваем в течение 5 минут.
7. Медленно открываем и закрываем рот 2 минуты.
8. Поём медленно по нотам, слушаем резонанс в теле.

9. Самое весёлое упражнение — декламируем с ложкой во рту так, чтобы окружающие могли разобрать слова.