Roadschooling: учимся в дороге

Когда мы с мужем еще даже не были женаты, а только мечтали о детях и строили первые планы, мы решили, что когда нашему старшему сыну будет 5 лет, мы совершим годовое путешествие вокруг света. Но жизнь вносит свои коррективы, и вот старшему сыну уже исполнилось 6, а мы так и не отправились в наше кругосветное путешествие.

Но мы не отказались от мечты. Более того, активно к ней готовимся. Сейчас, когда мы знаем о семейном образовании, у нас нет необходимости отправляться путешествовать с детьми исключительно дошкольного возраста. Напротив, мы хотим, чтобы они немного подросли. А тем временем мы регулярно путешествуем на менее длинные расстояния в более короткие сроки. По возвращении мы анализируем, что было не так, что можно исправить, чему уделить большее внимание.

Путешествие для нас – это не отдых. Для мамы хоумскулера — что будни, что отпуск — всё одно. А наш папа с самого начала определил для себя девиз «Я работаю отовсюду». Путешествие для нас – это образ жизни, источник вдохновения, лучший способ познать мир и себя. В путешествии жизнь наполняется до краев, время растягивается. В нашей жизни появляются новые люди, которые, так или иначе, влияют на нас и наше мировоззрение.

Когда дети путешествуют, их знания из теоретических становятся настоящими: города перестают быть просто точками на карте, изучение иностранных языков становится необходимостью, ребенок погружается в культуру и обычаи той или иной страны. Я вижу будущее за детьми-космополитами, и вырастить таких детей – моя цель.

Наш первый опыт длительного путешествия начался с Голландии, где мы провели два месяца. Для нас с мужем Голландия — страна знакомая. Там мы встретились, прожили 4 года, там родился наш Эван. Но мы переехали в Лиссабон, когда сыну не было еще года, поэтому для него это была возможность немного познакомиться со своей родиной.

Red Light District in Amsterdam at dusk in Netherlands, North Holland province.

Amsterdam

Важным моментом в наших длительных путешествиях является то, что мы стараемся избежать гостиниц и туристических мест. Мы арендуем дом или квартиру у местных жителей, расспрашиваем, где они отдыхают, куда ходят с детьми или за покупками, что едят. Мы поселились в небольшом городке Баарн в десяти минутах от Амстердама и наслаждались всеми составляющими обычного голландского досуга – много свежего воздуха, лес, детская ферма за углом, блинные дома посреди леса. Каждую неделю мы ездили в центр Монтессори в Амстердаме (Jacaranda Tree Montessori), где у нас с детьми была возможность поиграть и позаниматься, а в оставшееся время исследовать столицу. Мы везде ходили пешком, обращали внимание на причудливые велосипеды, детали домов, плавали по каналам, знакомились с самыми разными людьми, учились пользоваться общественным транспортом, обсуждали, как читаются слова на нидерландском, практиковали наш английский, а ранее знакомые имена Ван Гог, Вермеер, Эшер переставали быть просто абстрактными понятиями, они обрели дом и эпоху. В выходные мы встречались с друзьями, и так как все они или экспаты, или хорошо говорят по-английски, а Эван у нас мальчик общительный — ему пришлось сделать свой до того пассивный английский активным. Это, пожалуй, было главным достижением нашей поездки в Голландию – ребенок разговорился на своем третьем языке.

Домой в Португалию мы отправились на машине по маршруту Амстердам – Париж – Нант – Сан-Себастьян – Саламанка – Лиссабон. Отпраздновали день рождения мужа в Париже, опять же стараясь избегать популярных туристических мест. Вместо обычных Лувра и Д’Орсе отправились в Мармотан — небольшой музей в спокойном парижском квартале, до отказа набитый самыми известными работами Моне. Мы запускали кораблики в пруду Люксембургского сада (рядом мы снимали квартиру), играли на детских площадках, покупали еду в обычных булочных, разучивали приветствия на французском. Следующим был Нант – родина Жюля Верна. Мы посетили дом, где он родился, прогулялись по городу, знаменитому своими механическими машинами.

Далее наш путь лежал в Сан-Себастьян. Немного уставшие от туризма, мы просто гуляли улочками города, отдыхали на пляже и в почти пустом океанариуме и просто наслаждались спокойной атмосферой города. Саламанка встретила нас своей необычной архитектурой, я наслаждалась чистотой испанской речи, сын пытался понять испанский — и у него получалось (так как его родным языком, помимо русского, является португальский), мы посетили прекраснейший музей арт-ново. И потом мы отправились домой переводить дух.

Саламанка. Главная площадь

Чему я научилась в этой поездке? Я поняла, что не нужно постоянно организовывать досуг. Тогда я только забрала детей из садов и мне казалось, что я должна постоянно развлекать и развивать их. Это вносило определенное напряжение в наши будни. Как только я расслабилась, все стало намного проще, и даже в чужом доме без книг и игрушек, оказалось, было чем заняться. Мы с мужем поняли, что нужно делать интервал между переездами хотя бы в один полный день, иначе все сливается, и можно услышать, как сын говорит по скайпу дедушке с бабушкой «Я уже не знаю, где я».

В прошлом году мы решили снова отправиться в длительное путешествие. На этот раз хотелось найти более бюджетный вариант, чтобы roadschooling не превращался в сплошную статью расходов. Финансовая составляющая здесь очень важна. Нас было четверо, а это значит, что в любой гостинице нужно платить за два номера, а это разорение. Мы решили отправиться в гости. Я давно обещала своей подруге, которая живет в Вандее (запад Франции), что мы приедем ее навестить. А что может быть лучше, чем французская деревня в августе? Спокойствие, огород соседа Бруно, в котором детям было разрешено «работать» ежедневно, лес, рыбалка с местными мальчишками, никаких языковых барьеров, несмотря на отсутствие общего языка. Поездки на тракторе с соседями, дружелюбный лабрадор, местные достопримечательности с мамой (я тем временем практиковала свои навыки вождения, так как водить машину во французской провинции одно удовольствие – только ты и дорога).

article_what_do_i_need_a_spinning_for_kids

Муж работал в течение дня, мы с мальчишками катались по окрестностям. Благо, что во Франции каждый кусочек дышит историей, везде есть, что посмотреть, и все очень хорошо организовано. Главной достопримечательностью Вандеи является, несомненно, Puy du Fou – тематический парк, посвященный мировой истории. За один день мы побывали на гладиаторском бою, среди рыцарей короля Артура, посмотрели представление с птицами (грандиозность которого затмила все увиденное ранее), а еще там были викинги и мушкетеры и много-много всего, что мы не успели увидеть и что оставили на следующий раз. Это невероятный парк и необыкновенный опыт, как для детей, так и для родителей. В конце августа мы отправились обратно домой через Бордо, Каркассоне, Барселону и оттуда снова в Лиссабон.

Именно в Бордо со мной произошло нечто удивительное. Мы пришли к фонтану «водное зеркало» (пожалуй, главной достопримечательности Бордо, которая обещает детворе часы восторга), и дети бегали в постоянно меняющемся фонтане, прыгали, валялись в воде, играли с другими детьми. Я смотрела на них, на сам город, отражающийся в фонтане, и вдруг ощутила такое абсолютное единение с миром, с этими людьми рядом со мной, которые приехали из разных точек света. И не нужно было говорить на одном языке, вообще ничего не было нужно, всем было одинаково весело. Ради таких моментов стоить путешествовать. Мне бы хотелось, чтобы мои дети чувствовали и думали именно так, чтобы они не делили мир согласно придуманным линиям на картах.

В Каркассоне мы поселились в самом центре. Город-крепость, прекрасная атмосфера (некая смесь Франции и Испании), состояние постоянного праздника.

В Барселоне мы остановились в маленькой квартирке недалеко от парка Гуэля. Очень захотелось показать старшему сыну архитектуру Гауди. Но август – не лучшее время для подобного туризма – везде очереди, много людей и трудно что-то рассмотреть. На следующий день, наученные горьким опытом, мы отправились в не обозначенный ни в одном туристическом справочнике Музей науки для детей. Это потрясающий музей, который подарил нам часы увлекательных экспериментов.

Музей науки в Барселоне

Уже дома я раздумывала над уроками нашей последней поездки. Главной проблемой подобных путешествий для нашей семьи является детское питание. Наши мальчики еще те едоки, поэтому блендер – это обязательный атрибут в моей сумке. Овощи, купленные на местном рынке и вуаля – суп готов, и я могу не переживать. Мы больше не останавливаемся в гостиницах, наш выбор – airbnb. Более того, мы сдали свою квартиру в Лиссабоне на время нашей поездки, что не только оплатило наш достаточно бюджетный отдых, но еще и оставило нас в плюсе. Еще один важный для нас урок — мы просто обязаны избегать самых людных мест, когда оказываемся в мегаполисах, как Барселона: мы все это уже видели, а дети ни на чем не могут сосредоточиться.

В путешествиях важна подготовка. Также необходимо знать гастрономические особенности той или иной страны. В Испании мы столкнулись с проблемой – нечего есть (как это ни странно). Странного вида супермаркеты, рестораны, в которых мои дети ничего не едят, и поездка обратно, где за 12 часов в пути нам не попался ни один нормальный ресторанчик на заправке.

Конечно, мы очень любим возвращаться домой, в нашу квартиру в Лиссабоне, к нашим книгам и игрушкам, но очень скоро мы все начинаем говорить о следующем путешествии. В этом году нас ждет Италия…