Изучаем жизнь не по учебникам

Фото из личного архива Олины Пономаренко

Сидим ли мы дома, идём ли в музей, стоим ли в пробке, путешествуем или едем в гости – мы всегда учимся. Свободное образование уже давно неразрывно связано с нашей жизнью, бытом, и со всем, что вокруг нас происходит. В любой ситуации можно чему-то научиться. Это происходит и само по себе, а особенно, если направить ситуацию в нужное русло.

Мы предпочитаем изучать жизнь не по учебникам, а через увиденное, наблюдения и размышления, ситуации, в которые попадаем. Одинаково важны и информация, и навыки, и осознание себя в этом мире, и владение эмоциями, и ценности. Много новой информации мы получаем, путешествуя, но не все путешествия одинаковы, иногда получается одна большая экскурсия – настоящая познавательная поездка.

Именно такая поездка случилась у нас в начале мая. Мы решили поехать на машине на юг России. Это было спонтанное решение, накануне отъезда мы ещё не знали, куда направимся: в Европу, на юг или в Азию. Выбор пал на Краснодарский край, причём в обсуждении принимали участие и дети. Так ребёнок, помимо того, что чувствует себя полноценным и важным в семье, берёт на себя ответственность: если в пути станет скучно, он уже не будет ныть, а подумает, чем себя занять, ведь он тоже принял решение ехать на машине.

Поездка на машине сама по себе – отличный повод обсудить правила движения, дорожные знаки и пополнить свой словарный запас (из последнего, московского: дублёр, вантовый мост, эстакада, эвакуатор, аббревиатура, ПДД, ДПС). Да и просто поговорить, обсудить что-то вместе, послушать музыку, аудиокниги или поиграть. Благодаря тому, что Саша недавно не на шутку увлёкся чтением, ему было чем заняться в пути, с собой был «Гарри Поттер» и журнал Blocks, зачитанный до дыр, но по прежнему самый важный для него.

Перед путешествием мы планируем примерный маршрут. По пути вносим коррективы, если где-то захочется задержаться или нашлось новое любопытное место. Выехав из Москвы, мы не знали нашу конечную точку – доедем до Сочи или доберёмся до Абхазии, но в итоге задержались в прекрасном весеннем Краснодарском крае, и после Геленджика и скалы «Парус» двинулись обратно.

Изначально мы планировали поездку как обычный мини-отпуск и даже не подозревали, что она окажется настолько образовательной и познавательной. Все развлечения и покупки, которые обычно сопровождают поездки, отошли на второй план из-за всего увиденного и услышанного. Открытия ждали на каждом шагу. Мы увидели старинный город Елец, которому минимум 800 лет, большие, но неожиданно уютные Воронеж, Ростов-на-Дону и Краснодар, майский, ещё пустой, Геленджик. Деревни, которые отличаются от наших, северных – другие формы построек и материалы. Новые для нас растения, ландшафт, цвет земли, состав лесов. Наречия, акценты, менталитет людей, цены. Мы обсуждали этимологию названий рек и населённых пунктов, сельское хозяйство, источники энергии, экологию. Посетили места стоянок древних людей, увидели артефакты, происхождение которых пока не может объяснить официальная наука.

Обсуждаем обычно вместе. Мы, родители, не выступаем в роли учителей, а учимся все вместе, для каждого есть что-то новое и интересное. Разве можно в школе, на уроке, получить всю эту информацию, впечатления, за такой короткий срок, да ещё и увидеть всё собственными глазами и потрогать?

Конечно, у нас всех разные интересы. Меня и мужа интересуют артефакты и даты, мы с удовольствием обсуждали устройство древних построек. А детям больше нравится возможность полазить по скалам, общение с животными и современные технологии. Но и здесь можно найти подход и задать задачку – например, рассказать, что древние люди владели технологиями, которые неизвестны современному человеку. Так, наши далёкие предки, жители поселений Костёнки времён палеолита (20–60 тысяч лет до н. э.) умели выпрямлять клыки мамонтов, строили из костей замысловатые дома с коммуникациями и судя по рисункам, одомашнили этих огромных животных. Интересно же?

Весна для путешествий хороша удивительной, свежей, природой, а поездки не в сезон – отсутствием людей. Мы даже не бронировали гостиницы, а приезжали и осматривались на месте. В больших городах искали подходящие отели в поисковых системах, а в маленьких просто стучались в понравившееся место. В Пшадах, куда мы приехали смотреть дольмены, жили в маленькой гостинице совсем одни, только наша семья, павлины и черепахи. А рядом удивительной красоты горы и пустой красивый пляж, из-за которого мы задержались в этом месте дольше, чем планировали.

Мы ночевали в деревне, где нет мобильной связи, видели, как цветёт грецкий орех, как текут горные реки, как туман в считаные минуты скрывает Чёрное море, как лисица несёт добычу, наблюдали брачный танец павлинов прямо во дворе нашей гостиницы. Посмотрели самую старую из найденных фигурок богини Макошь (защитница женщин у славян), которой 44 тысячи лет, белых каменных исполинов в Дивногорье, месте с уникальным климатом, флорой и фауной. Посетили Танаис (Лукоморье), где сохранилось множество культурных слоёв и Пушкин черпал вдохновение. Одно из самых ярких впечатлений этой поездки – дольмены, возраст которых от 3 до 10 тысяч лет. И опять загадка для детей: как сюда попали эти камни, весом до 14 тонн каждый, их не добывают в этой местности, кто обработал и уложил их так, что они сохранились до наших дней?

Саша научился бросать камни – тренировался на берегу моря и горной речки, стрелять из резинок – тренировался всю дорогу в машине, прокладывать маршрут и ориентироваться по карте. По карте Геленджика возил нас не хуже навигатора. Неудивительно, что этот город он запомнил лучше остальных и с удовольствием его вспоминает. По этому поводу мы купили подробную карту России от Сочи до Москвы и уже дома заново изучили весь наш маршрут. Ещё ребёнок пополнил свой словарный запас: курган, святилище, обряд, тотем, картечь, карабин, дольмен.

В каждом из городов, где мы были, жили известные писатели, художники. В Ельце родился поэт Бунин, жил художник Жуков, Воронеж – родина поэта Никитина, а Маяковский, побывав в Краснодаре, написал стих о местных собаках. Теперь в центре города стоит памятник домашним питомцам с четверостишием поэта. В Ельце мы вспоминали «Утро» Никитина, в Лукоморье – поэмы и сказки Пушкина, а на обратном пути решили немного изменить маршрут и заехать в Ясную Поляну, чтобы посмотреть на имение Толстого и его могилу. Во время поездки вспоминали стихи, которые Саша учил с папой, послушали стихотворения Никитина «Русь», очень подходящее по настроению к нашей поездке.

Подытожив, можно сказать, что мы изучали историю, археологию, географию, языкознание, литературу, анатомию, биологию. И даже математику: Саша, например, считал, за какое время мы проедем то или иное расстояние.

Мы ни разу не пожалели, что решили в пользу нашей страны, а не поехали в Италию или Дубай. Возможно, поездка была бы не менее интересная, но всё же вряд ли настолько особенная и удивительная. Нам встречались прекрасные люди, любящие свою землю и историю, мы все узнали много нового про нашу страну, пересмотрели своё отношение к путешествиям, прикоснулись к чему-то тайному и важному.

За что я ещё люблю такие поездки и естественное образование? Вся информация свежая, «чистая», естественно добытая, её не надо встраивать в существующие схемы, специально запоминать. Она просто впитывается и отлично запоминается. И запоминается не только то, что детей в данный момент интересует, но и многое другое, а потом неожиданным образом, всплывает в нужном месте и в нужное время.

Дома я погрузилась в изучение информации о тех местах, где мы были и такое чувство, что эта поездка всё ещё продолжается – мы до сих пор обсуждаем увиденное и учимся!